Театр - Ателлана

09 февраля 2011




короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла в Кампанье, где они зародились.

Придуманные во II веке до н. э., ателланы представляют стереотипных и гротескных персонажей. Главных масок было четыре:

  • Макк — изображающий дурака, обжору и ловеласа; бритый, с ослиными ушами, горбатый;
  • Буккон — толстощекий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун;
  • Папп — глупый старик, богатый, скупой и честолюбивый;
  • Доссен — злой горбун, провинциальный «философ», шарлатан.

Разыгрывавшиеся римскими комедиантами и фигурировавшие в качестве дополнений к трагедиям, ателланы рассматриваются как предшественники комедии дель арте; родственны им русские представления Петрушки, немецкие Кашперля и т. п.

Ателланы отличались большой грубостью и часто скабрезностью содержания; писались они нелитературным латинским языком. По сведениям энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, сохранилось всего 106 названий ателлан. В начале I века до н. э. эти безыскусственные комедии получили литературную обработку со стороны двух авторов — Помпония и Новия. До нас дошли лишь отдельные стихи литературной ателланы. В произведении Помпония «Папп обойдённый» честолюбивый старик проваливается на выборах, но утешает себя тем, что говорит:

Расположение народа таково — оно известно:
Сначала он противится, затем даст голос, знаю.

В ателлане Новия под тем же заглавием сын неудачливого на выборах Паппа говорит отцу:

Коль ты, отец, всё будешь приглашать такого сорта избирателей,
То ты сидеть в гробу скорее будешь, чем в курульном кресле!

В правление Юлия Цезаря ателланы были запрещены из-за того, что часто принимали характер личных нападок на высших особ. Существует рассказ о том, что Калигула приказал сжечь одного из актёров ателлан; гонения осуществляли также Нерон и Домициан. Таким образом, ателланы у римлян понемногу вытесняются мимами.

Ателланы ставились и в эпоху христианства — об этом свидетельствуют учителя церкви Тертуллиан и Арнобий, возмущавшиеся безнравственным, по их мнению, содержанием пьес. В XVI веке маски ателланы вновь появляются в народной итальянской комедии — таким образом, ателлана оказала влияние на позднейшую итальянскую комедию дель арте.



Просмотров: 2079


<<< Апофеоз