Театр - Самойлов, Василий Васильевич

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Самойлов, Василий Васильевич
2. Творческий метод работы над ролью
3. Значительные роли


Биография

Принадлежал к знаменитой актерской семье Самойловых. Вырос в семье оперных певцов В. М. Самойлова и С. В. Черниковой-Самойловой. Сестры – известрые актрисы Александринского театра: Надежда Самойлова и Вера Самойлова. Отец артиста Павла Васильевича Самойлова.

Воспитывался в Горном корпусе и Лесном институте и был уже офицером, когда по желанию отца, заметившего в нем артистическое дарование и хороший голос, дебютировал в Александринском театре в заглавной партии оперы Э. Н. Мегюля «Иосиф прекрасный». Три года он исполнял оперные партии и водевильные роли, после чего окончательно перешел в драматическую труппу. Первые годы он оставался в тени, играя большей частью вторые роли молодых людей. Только в 1839 г. его выдвинуло исполнение заглавной роли в водевиле «Макар Алексеевич Губкин» Ф. А. Кони, где он мастерски передразнивал современных ему знаменитых артистов. С тех пор деятельность его расширяется, он создает с успехом целый ряд типичных лиц самого разнообразного свойства: юркий аферист Присыпочка, Альмавива, юродивый Митя, иезуит Роден, Швохнев, старуха в водевиле «Нашествие иноплеменных», скряга Чужбинин в «Талисмане» Г. В. Кугушева, беспамятливый старик из пьесы А. А. Тальцевой «И дружба, и любовь», роль старого скрипача, Стружкин, Крупа. Тем не менее еще в 1844 г., прослужив 10 лет на сцене и уже имея бенефис, Самойлов должен был появляться и в таких выходных ролях, как Гильденстерн в «Гамлете» У. Шекспира.

Окончательно завоевал Самойлов публику в 1846 году исполнением роли Пузыречкина, поставив в свой бенефис пьесу К. Д. Ефимовича «Отставной театральный музыкант и княгиня». Ещё более широкое применение его талант получил с появлением оригинальных пьес русских авторов — А.Н.Островского, И.С.Тургенева, А. А. Потехина, А.Ф.Писемского, А.В.Сухово-Кобылина, П.Д.Боборыкина, В. А. Дьяченко, Н. А. Чаева, В. А. Крылова, А. И. Пальма, Д. В. Аверкиева и др.

Диапазон его ролей поражает своим разнообразием. Никто, как он, не умел представить настоящего барина с утонченными манерами и речью. Роли Кречинского, графа в тургеневской «Провинциалке», старого барина в пьесе Пальма и т. п. после Самойлова не находили исполнителя, который хотя бы несколько был на уровне его творчества. И в то же время ему удавались роли простых крестьян: полесовщика, Михеича, Агафона, старика крестьянина и др. Дарование Самойлова сказывалось весьма ярко и в таких ролях, как еврей в «Скупом рыцаре» А. С. Пушкина, француз в «Гувернере» В. А. Дьяченко, англичанин в «Купленом выстреле», немец, чухонец. Целый ряд типичных добродушных старичков был превосходно воспроизведен Самойловым. Ему много обязаны своим успехом пьесы В. А. Дьяченко, «Чиновник» В. А. Соллогуба, «Гражданский брак» Н. И. Чернявского, «Слово и дело» Ф. Н. Устрялова. Из костюмных ролей Самойлова выдаются «Дмитрий Самозванец» Н. А. Чаева, «Ришелье» Э. Булвера-Литтона, Волынский, «Фрол Скобеев». Роль царя в «Смерти Ивана Грозного» А. Толстого не принадлежит к особенно удачным созданиям Самойлова. Среди других ролей: француз-гувернер Дорси в пьесе А. И. Пальма «Старый барин», Кромвель в мелодрамах «Жорж Тревор» П. Мериса и «Смерть Кромвеля» Э. Раупаха, кардинал Ришелье в пьесах «Серафина Лафайль» Буржуа и Лескуана и «Ришелье» Э. Бульвер-Литтона.

Василий Васильевич настолько широко властвовал на сцене, что туда не могли пробиться другие таланты.

В последний десяток лет своей карьеры, когда Самойлов был бесспорно первым артистом Императорского петербургского театра, он сыграл несколько иностранных классических драм, большей частью ставя их в свои бенефисы. В 1874 г. состоялся сорокалетний юбилей артиста, после которого он, не сойдясь с дирекцией в условиях, покинул императорскую сцену еще в полной силе таланта. От времени до времени он участвовал в частных спектаклях. В 1881 г. новая дирекция предложила ему снова вступить на императорскую сцену на каких ему будет угодно условиях, но в это время с ним случился удар, и ему поневоле пришлось отказаться от возвращения на сцену. В 1884 г. Петербург торжественно отпраздновал 50-летний юбилей его деятельности; в этот день Самойлов в последний раз появился на сцене, исполнив отрывок из третьего акта драмы «Ришелье».

Погребен В. В. Самойлов в петербургском Новодевичьем монастыре.



Просмотров: 2411


<<< Самари, Жанна
Самойлов, Василий Михайлович >>>