Театр - Троепольская, Татьяна Михайловна

09 февраля 2011




Татьяна Михайловна Троепольская — трагическая актриса, одна из первых российских профессиональных актрис.

Биография

Сценическую деятельность начала в 1757 в Университетском театре в Москве. Расширявшийся театр уже не мог обходиться силами одних студентов и в 1757 году в «Московских ведомостях» появляется объявление, в котором предлагалось: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Университета». Очевидно, именно по этому объявлению в театр пришла Татьяна Михайловна Троепольская.

В 1762 году была принята на петербургскую придворную сцену.

Вместе с ней часто выступал в спектаклях ее муж, Василий Алексеевич Троепольский, судейский чиновник, который был известным актёром-любителем, играл на сцене Университетского театра, затем некоторое время в Петербурге.

Свои наиболее значительные роли исполнила в трагедиях А. П. Сумарокова: Ильмена, Семира, Зенида, Ксения, Ольга. Играла также в трагедиях друних русских драматургов: Флавия, Агриопа. Выступала и в комедиях русских и европейских драматургов, мещанских драмах.

В последний раз выступила на сцене в 1774.

Но ее образ еще долго не забывался в театральном мире. Русские театральные журналы 19 столетия о ней писали самые возвышенные слова: «соединяла красоту и благородство с приятнейшим голосом и редкой чувствительностью», «почиталась всеми знатоками, в том числе самим Дмитревским, не уступавшею в искусстве первейшим артистам того века: Лекуврёр, Клерон, Дюмениль».


В 1820—1821 г. появилась пьеса — одноактная опера-водевиль Хмельницкого и В. Н. Всеволжского «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской». В основу положена реальная история в начале ее сценической деятельности, и все действующие лица знаменитые русские актеры: Шумский, Попов и другие — пьеса была сыграна 3-го января 1821 г. в бенефис М. А. Колосовой. Позже в этом водевиле роль Троепольской исполняли известные актрисы, в том числе Е. Я. Сосницкая, А. Е. Асенкова.

Однако правдивость истории ставится под сомнение. См. Лонгинов М. Несколько заметок для истории русского театра и для биографии некоторых старинных русских актеров // Русский архив, 1870. —:

Всякому, несколько знакомому с настоящим предметом, известно напр. имя знаменитой трагической актрисы Троепольской; но нет возможности представить себе всех несообразностей, которыя о ней говорились. Несомненно, что она была женою сенатскаго регистратора; дебютировала она в Москве и должно быть около 1759 г. Но как и когда попала она в Петербург? Кажется, что она переведена туда в 1761 году, по закрытии вольнаго Локателлиевскаго театра, где она играла до того времени. Это произошло вскоре после поездки в Москву Волкова и Шумскаго, которые имели поручение устроить там правильный театр и рекомендовали ее к принятию на Петербургскую сцену. Между тем Арапов, не отвергая этого и упоминая, что игра ея понравилась императрице Елизавете Петровне, означает днемъ ея дебюта в Петербурге 13 Февраля 1757 г., то-есть ранее, и тут же утверждает, что ее «отыскал в Москве Василий Ильич Бибиков». Но Бибиков стал заведывать Русскою труппою только при Екатерине II, и именно не раньше 1767 г. Еще в 1762 г. при восшествии ея на престол, которому он много содействовал, Бибиков был осьмнадцатилетним офицериком и никак не старше, потому что младшая из единокровных сестер его от перваго брака его отца Е. И. Голенищева-Кутузова родилась в 1743 г.; а в 1757 Бибиков был по летам еще школьником. Итак, вероятнее всего, что переезду этому точно содействовал Волков, и ее перевели туда именно в 1761 г., еще при Елизавете.

Далее тоже рассказывается о разных сплетнях и несусветицах.

Троепольская несомненнейшим образом умерла в половине 1774 года, вскоре после перваго представления девятой и последней трагедии Сумарокова «Мстислав», игранной 15 Мая 1774 … Но Шушерин сам разсказывал Аксакову, что вступил на Московскую сцену после чумы 1771 года. В это время Троепольская была уже во всей славе в Петербурге. Из того же разсказа, можно заключить, что он вышел на подмостки не ранее 1776 г., то-есть не раньше двух лет после смерти Троепольской. Во всяком случае, Шушерин как актер много лет ограничивался тем, что бывал «на выходе» и исполнял самыя пустыя роли и притом на Московской сцене. Следовательно он не мог разсказывать о том, что «часто и много игрывал с Троепольской и удерживал ее в границах благопристойности»: ибо она была первой Петербургской актрисой только до 1774 года, когда Шушерин был неизвестным юношею в Москве. Вряд ли мог он ее даже когда-нибудь видеть на сцене, ибо она уехала из Москвы, как сказано выше, в 1761 году, когда Шушерину было двенадцать лет, и он не принадлежал к той общественной сфере, в которой водят детей в театр. Плавильщиков еще менее нежели Шушерин, если только это возможно, мог играть с Троепольскою и давать ей советы, как это разсказано у Аксакова. … Пишите после этого историю нашего стараго театра, когда даже известия, взятыя так сказать из первых рук, исполнены доселе таких несообразностей!

Эти очерки только лишний раз доказывают, как осторожно надо обращаться с фактами, поскольку порою некоторые из них на поверку оказываются хвастливыми ложными сплетнями.



Просмотров: 1857


<<< Фаринелли